Неверный порядок оценки заявок в конкурсах по 44‑ФЗ — популярная причина жалоб в ФАС. Заказчик может установить ограничивающие конкуренцию показатели или некорректно рассчитать баллы. Рассказываем, какие критерии оценки предусмотрены 44‑ФЗ и по каким формулам заявкам присваивают баллы, чтобы вы могли отстоять свои права.
Какие критерии оценки предусмотрены в конкурсах по 44‑ФЗ
Цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги
Показатели оценки не применяются.
Обязательный критерий. Его можно не использовать только для закупок товаров, работ, услуг по регулируемым тарифам (ч. 8 ст. 32 44‑ФЗ)
Расходы — непредусмотренные контрактом расходы, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации товаров и использования результатов работ
Применяется редко из‑за сложности и непрактичности. Если на деле расходы окажутся больше, то участник не несет ответственности за недостоверные данные.
Перечень расходов для оценки заказчик устанавливает самостоятельно. Если расходов несколько, то для каждого заказчик устанавливает собственный вес
Заказчик может установить один или несколько показателей:
качественные характеристики;
функциональные характеристики;
экологические характеристики.
Для каждого из них нужны детализирующие показатели, заказчик формулирует их самостоятельно
Квалификация участников
Заказчик может оценивать:
финансовые ресурсы;
оборудование и необходимые материальные ресурсы;
опыт в исполнении аналогичных контрактов;
деловую репутацию (этот показатель можно установить в закупках, где поставщиками будут только организации или ИП);
наличие специалистов и квалифицированных работников.
В некоторых закупках критерий «Квалификация участников» обязателен (пп. 31–34 ПП РФ № 2604). В строительных тендерах он включает только один показатель — опыт исполнения контракта.
Заказчики детализируют критерии «Характеристики объекта закупки» и «Квалификация участников». Например, наличие оборудования подтверждается инвентарными карточками или договорами аренды. Оценка включает минимум два критерия, один из которых — цена контракта (ч. 4 ст. 32 44‑ФЗ). Нарушение правил оценки может сделать закупку недействительной (ч. 9 ст. 32 44‑ФЗ).
Как рассматривают заявки на участие в конкурсе по критериям оценки
Заказчики оценивают конкурсные заявки участников в соответствии с порядком, который опубликовали вместе с извещением. Критерии и показатели оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости, не предусмотренные порядком, использовать запрещено (ч. 4 ст. 32 44‑ФЗ).
Оценка заявки по критерию «Квалификация участников закупки»
Оценка квалификации заявки аналогична критерию «Характеристика объекта закупки», но с особыми требованиями:
- Материальные ресурсы: заказчик определяет перечень оцениваемых ресурсов и подтверждающих документов (инвентарные карточки, договоры аренды, выписки из ЕГРН). Фактическая проверка не требуется (п. 27 ПП РФ № 2604).
- Опыт поставок, работ, услуг: вводятся детализирующие показатели и порядок оценки (п. 28). Шкала оценки запрещена, предмет исполненного договора должен соответствовать закупке.
- Деловая репутация: индекс рассчитывается по нацстандарту с учетом кодов ОКВЭД 2, подтверждающие документы обязательны (п. 29).
- Специалисты: заказчик устанавливает перечень работников, уровень их квалификации и список подтверждающих документов (трудовые книжки, данные кадрового учета, квалификационные документы).
Как выбирают победителя по критериям оценки конкурсных заявок
Чтобы определить победителя в электронном конкурсе по 44‑ФЗ, предложения участников анализируют по критериям оценки:
Шаг 1. Комиссия заказчика рассматривает первые части заявок — признает их соответствующими требованиям извещения или отклоняет.
Шаг 2. Комиссия рассматривает вторые части заявок и все сопроводительные документы к ним.
Шаг 3. Оператор ЭТП отправляет заказчику ценовые предложения всех допущенных участников конкурса.
Шаг 4. Члены комиссии оценивают предложения участников по критерию «Цена».
Шаг 5. В электронном конкурсе побеждает заявка с первым номером — самая выгодная для заказчика на основании установленных критериев оценки.