Полезные статьи бухгалтеру

Как выиграть в торгах? Топ критерий по оценке заявок в конкурсе по 44‑ФЗ

Сервисы СБИС Чек-листы
Неверный порядок оценки заявок в конкурсах по 44‑ФЗ — популярная причина жалоб в ФАС. Заказчик может установить ограничивающие конкуренцию показатели или некорректно рассчитать баллы. Рассказываем, какие критерии оценки предусмотрены 44‑ФЗ и по каким формулам заявкам присваивают баллы, чтобы вы могли отстоять свои права.

Какие критерии оценки предусмотрены в конкурсах по 44‑ФЗ

Цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги

  • Показатели оценки не применяются.
  • Обязательный критерий. Его можно не использовать только для закупок товаров, работ, услуг по регулируемым тарифам (ч. 8 ст. 32 44‑ФЗ)

Расходы — непредусмотренные контрактом расходы, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации товаров и использования результатов работ

  • Применяется редко из‑за сложности и непрактичности. Если на деле расходы окажутся больше, то участник не несет ответственности за недостоверные данные.
  • Перечень расходов для оценки заказчик устанавливает самостоятельно. Если расходов несколько, то для каждого заказчик устанавливает собственный вес

Характеристики объекта закупки

Заказчик может установить один или несколько показателей:

  • качественные характеристики;
  • функциональные характеристики;
  • экологические характеристики.

Для каждого из них нужны детализирующие показатели, заказчик формулирует их самостоятельно

Квалификация участников

Заказчик может оценивать:

  • финансовые ресурсы;
  • оборудование и необходимые материальные ресурсы;
  • опыт в исполнении аналогичных контрактов;
  • деловую репутацию (этот показатель можно установить в закупках, где поставщиками будут только организации или ИП);
  • наличие специалистов и квалифицированных работников.

В некоторых закупках критерий «Квалификация участников» обязателен (пп. 31–34 ПП РФ № 2604). В строительных тендерах он включает только один показатель — опыт исполнения контракта.

Заказчики детализируют критерии «Характеристики объекта закупки» и «Квалификация участников». Например, наличие оборудования подтверждается инвентарными карточками или договорами аренды. Оценка включает минимум два критерия, один из которых — цена контракта (ч. 4 ст. 32 44‑ФЗ). Нарушение правил оценки может сделать закупку недействительной (ч. 9 ст. 32 44‑ФЗ).

Как рассматривают заявки на участие в конкурсе по критериям оценки

Заказчики оценивают конкурсные заявки участников в соответствии с порядком, который опубликовали вместе с извещением. Критерии и показатели оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости, не предусмотренные порядком, использовать запрещено (ч. 4 ст. 32 44‑ФЗ).

Оценка заявки по критерию «Квалификация участников закупки»

Оценка квалификации заявки аналогична критерию «Характеристика объекта закупки», но с особыми требованиями:

- Материальные ресурсы: заказчик определяет перечень оцениваемых ресурсов и подтверждающих документов (инвентарные карточки, договоры аренды, выписки из ЕГРН). Фактическая проверка не требуется (п. 27 ПП РФ № 2604).

- Опыт поставок, работ, услуг: вводятся детализирующие показатели и порядок оценки (п. 28). Шкала оценки запрещена, предмет исполненного договора должен соответствовать закупке.

- Деловая репутация: индекс рассчитывается по нацстандарту с учетом кодов ОКВЭД 2, подтверждающие документы обязательны (п. 29).

- Специалисты: заказчик устанавливает перечень работников, уровень их квалификации и список подтверждающих документов (трудовые книжки, данные кадрового учета, квалификационные документы).

Как выбирают победителя по критериям оценки конкурсных заявок

Чтобы определить победителя в электронном конкурсе по 44‑ФЗ, предложения участников анализируют по критериям оценки:

Шаг 1. Комиссия заказчика рассматривает первые части заявок — признает их соответствующими требованиям извещения или отклоняет.

Шаг 2. Комиссия рассматривает вторые части заявок и все сопроводительные документы к ним.

Шаг 3. Оператор ЭТП отправляет заказчику ценовые предложения всех допущенных участников конкурса.

Шаг 4. Члены комиссии оценивают предложения участников по критерию «Цена».

Шаг 5. В электронном конкурсе побеждает заявка с первым номером — самая выгодная для заказчика на основании установленных критериев оценки.